Венская бронза


О каталоге “Венская бронза”

Вы находитесь в каталоге, посвященном одному из самых знаменитых разделов коллекционной антикварной скульптуры, возникшим в Вене. В каталоге каждый желающий может купить венскую бронзу, продать или выставить на аукцион. Полезным данный раздел будет так же и людям, желающим узнать цены на этот вид скульптуры. На сайте представлены только подлинные произведения искусства, к некоторым изделиям нашего  антикварного магазина предоставляется сертификат экспертизы Государственного исторического музея (ГИМа)

История венской бронзы.

Бронза использовалась еще с древности для создания различных скульптур, так как это металл обладал теми качествами, которые были очень важны для скульпторов: малой усадкой, низкой температурой плавления, высокой стойкостью к коррозии. Это позволяло художникам отливать скульптуры даже очень высокой сложности, поэтому неудивительно, что наряду с мрамором и гипсом бронза была одним из наиболее популярных материалов для изготовления скульптурных шедевров и композиций.

С развитием металлургии и распространением железа и его сплавов, бронза постепенно все больше переходит в разряд «творческого» металла и используется для художественного литья, крупной и мелкой скульптуры, а также изготовления различных аксессуаров и элементов декора.

Несмотря на то, что по стоимости бронза была намного дешевле серебра и золота, изделия из нее были довольно дорогими и приобрести их могли только состоятельные люди и знать. Но в первой половине XIX века, с окончанием эпохи Наполеоновских войн, наступил период затишья и экономического подъема, а также очередного расцвета искусств. Уровень достатка жителей Европы стал выше и появилось все больше людей, которые желали если не приобщиться к прекрасному, то хотя бы сделать свое жилье нетривиальным, украшая его различными предметами искусства. Скульптура, в частности художественное литье французской «монументальной» школы, была одним из самых распространенных вариантов – но стоили такие произведения искусства довольно дорого.

Но примерно в середине XIX века в Вене, успешно оспаривавшей у Парижа звание «законодателя мод», появилось новое художественное течение под названием «венская бронза». По сути, это была мелкая пластика, но воплощенная не в гипсе или терракоте, а в металле и возведенная на качественно иной уровень. Сначала ее распространение было довольно узким – ряд небольших бронзолитейных мастерских производил штучный и дорогой товар, который покупали исключительно коллекционеры и богатые люди.

Все изменилось в 1850 году. Фабрикант Матиас Берман, небольшая мастерская которого выпускала различные металлические аксессуары, решил поставить производство на поток и выпускать не единичные штучные скульптурки, а сразу небольшие серии по одному шаблону. Учитывая возросший интерес коллекционеров к мелкой пластике, его продукция очень быстро завоевала популярность и сделала фабриканта богатым человеком, а венское литье – отдельным видом художественного литья.

Традиционно «венская бронза» представляла собой литые монохромные или полихромные фигурки из бронзы, покрытые цветной или однотонной краской для большей убедительности. С 1884 года другой венский скульптор, Франц Бергман, использовал наработки французской школы и стал изготавливать эротическую мелкую пластику с отдельными подвижными деталями. Его работы приобрели огромную популярность, особенно среди мужчин – многие из них стали украшением кабинетов видных исторических деятелей, политиков и государственных мужей.

Эмигрировавший с Галиции в Вену Петер Терещук стал использовать уникальный технологический прием в своих скульптурах, совмещая слоновую кость и бронзу. Основную часть композиции он отливал из бронзы, а затем по секретной технологии закреплял в металле верхнюю часть из слоновой кости, причем делал это так, что голова сидела в теле, как часть монолита и при этом горячий металл не нарушал структуру кости и не прижигал ее.

Несмотря на то, что в конце XIX – начале XX века «венская бронза» была очень широко распространена, в Первую мировую войну многие скульптуры были пущены на переплавку для военных нужд, особенно в остро нуждавшейся в металле Австро-Венгрии. В результате этого, оставшиеся экспонаты представляют огромную ценность для коллекционеров, а некоторые из них оцениваются на вес золота.

Портал Mosantique.

На портале проекта Mosantique существует раздел о “Венской бронзе”, посвященный научно-популярному аспекту темы. В нем желающие могут побольше узнать о истории, о скульпторах-мастерах, техниках изготовления и этимологии названия. Так же вы сможете найти научно-популярные статьи на тему скульптуры, полезные материалы и поучаствовать в обсуждениях и спорах как о современных направлениях скульптурного искусства, так и о скульптуре довоенного периода.