Мелкая пластика


О каталоге “Мелкая пластика”

Всплеск интереса к венской бронзе и кабинетной скульптуре, который возник в последнее время, породил ошибочное мнение, что мелкая пластика как и миниатюрная скульптура получила свое развитие в начале XIX века. На самом деле это один из самых древних видов искусства, который насчитывает десятки тысяч лет и включает в себя небольшие скульптурки, изготавливаемые из глины, камня, кости, дерева и конечно, металла.

Возникновение и расцвет мелкой пластики

На стоянках первобытных людей эпохи позднего неолита ученые находят грубо обработанные куски камней, изображающие фигурки людей и животных. Их носили в виде амулетов, а также использовали как вотивные предметы – то есть предметы религиозного культа.

Более четкая и художественная мелкая пластика появляется уже в III тысячелетии до нашей эры. Самыми яркими представителями являются японские «догу» – женские скульптурки, которые являлись амулетами и использовались в обрядах плодородия, а также древнеегипетские ушетби, которые предназначались для погребальных обрядов.

Если в большинстве стран мелкая пластика в основном относилась к тотемной или религиозной скульптуре, то в Древней Греции первыми начали коллекционировать миниатюрную скульптуру, называемую коропластика. В отличие пафосных и монументальных скульптур из мрамора и бронзы, изображавших героев и богов древнегреческого пантеона, коропластика представляла собой небольшие женские статуэтки. Они изготавливались из терракоты, гипса или воска и покрывались художественной росписью. Среди греческой знати и богатых людей было распространено коллекционирование таких статуэток, а особой популярностью пользовались скульптуры из города Танагра в Беотии. Они были настолько живыми и реалистичными, что после обнаружения во второй половине XIX века во время археологических раскопок большого количества танагрских статуэток, в Европе начался настоящий бум на них и многие скульпторы изготавливали реплики этих антиков из полихромной бронзы. Эти миниатюры из металла пользовались бешеной популярностью, особенно после того, как известный скульптор Жан-Леон Жером выпустил свою серию под названием «Греческие парижанки».

Еще одним ярким примером мелкой пластики, популярной у коллекционеров, являются японские окимоно и нецкэ, которые изготавливались из разнообразных материалов. Первые использовались как декоративные статуэтки для украшения жилья, а широко известные нам нецкэ служили аксессуаром и носились на поясе в виде противовеса.

Мелкая пластика и расцвет кабинетной скульптуры

Тем не менее, в Европе мелкая пластика не имела такого распространения, как но Востоке – более привычными здесь были украшения картинами, среднеростовыми или полноростовыми статуями, а также элементами декора из драгоценных металлов и инкрустациями (табакерки, шкатулки, зеркала, панно и тд).

В первой половине XIX века с распространением в Европе стиля бидермайер, становятся популярными мелкая пластика и композиции из бронзы, изображающие людей, животных и мифических существ. Многочисленные мастерские по изготовлению таких миниатюр были расположены в Вене, тут же и открылась первая в то время бронзолитейная фабрика Франца Бергмана – блестящий маркетолог, он чутко реагировал на настроения рынка и практически моментально выпускал крупные серии своих скульптурок, ориентированных на ту или иную тематику, соответствующую интересам того времени. Его продукция получила название «Венская бронза» и стала одним из важных объектов коллекционирования.

Наравне с бронзой, при создании скульптур мелкой пластики широко использовались и другие металлы, в частности чугун и серебро. Подобные изделия из металла сейчас являются ценными антикварными экспонатами и при этом имеют сравнительно небольшую цену по отношению к своей ценности.