Мастера венской бронзы: Терещук Пётр
Биография
Терещук Пётр (Питер) Пауль (Tereszczuk Peter, 1875-1963) австрийский художник, много и плодотворно трудившийся в области скульптуры малых форм, миниатюрной пластики и декоративно-прикладных изделий из бронзы и латуни. На протяжении своей долгой творческой жизни пробовал себя как живописец – реставрировал архитектурные памятники, разрушенные во время Второй мировой войны. Родился П.Терещук в 1875 году в г.Выбудов (Wybudow) на территории Галиции, входившей в то время в состав Австро-Венгерской империи. С 1893 по 1899 годы учился в Школе искусств и ремесел (сегодня Университет прикладных искусств) в Вене, по окончании которой получил специальность скульптора. Некоторое время преподавал, занимая должность профессора скульптуры, в учебных заведениях Богемии (Чехия), затем вернулся в Вену, где занялся творческой работой, будучи уже «свободным» художником В 1903 году женился, имел троих детей — двух дочерей-близнецов и сына. Дом с собственной мастерской, в котором он поселился вместе со своей семьей, находился в одном из тех районов Вены, которые были насыщены ателье художников, жилищами мастеров-ремесленников и фабриками по производству «венской бронзы». Судя по всему, в самом начале своей карьеры, примерно с середины 1900-ых годов, П. Терещук начал успешно сотрудничать с венским «желтым литейщиком» Ульманом Ульрихом (Ullmann Ulrich), который имел собственную мастерскую-студию и был известен производством эксклюзивной малотиражной авторской «кабинетной» скульптурной пластики.
Вероятно, между ними был заключен взаимовыгодный контракт, по которому Терещук был обязан изготовлять оригинальные модели, а У. Ульрих — отливать их в материале. В пятитомнике Г.Бермана «Бронза Скульпторы и литейщики 1800—1830» Ульман Ульрих ошибочно назван не по фамилии, а по имени, из-за чего он фигурирует там как литейщик Ульман.
Достижения
Одним из первых в венском прикладном искусстве Терещук в своих работах из патинированной бронзы и золоченой латуни стал использовать слоновую кость, которая не только оживляла скульптурную пластику, но и придавала вещам особое благородство. Диапазон творческого дарования П. Терещука был чрезвычайно широким. Он успешно выполнял портретную скульптуру по частным заказам, причем был обласкан заказчиками из высших слоев общества. Занимался малой «кабинетной» скульптурой, осветительные приборы (настольные светильники и ночники), небольшие настольные бюсты известных венских композиторов и самые разные бытовые изделия прикладного значения (чернильницы и письменные принадлежности, марочницы, шкатулки, пепельницы и лоточки, тарелки-визитницы и печати для писем, декоративные звонки и пр.). Все предметы утилитарного значения он украшал скульптурным и рельефным декором. Особенность его творческого почерка — использование собственных детей в качестве натурщиков для создания скульптурных моделей. Период наибольшей творческой активности пришелся на время с середины 1900-х годов до 1925 года. В последние годы жизни П. Терещук, став глубоко религиозным человеком, занялся резьбой по дереву, изготовлял статуэтки Девы Марии, святых и головки ангелов. Все его работы имеют авторские подписи курсивом «P. Tereszczuk» и клейма — в основном двух литейных производств, с владельцами которых его связывали тесные дружеские и профессиональные отношения. Это были Артур Рубинштейн, ставивший на своей художественной продукции клеймо в виде монограммы «AR» в почти квадратной рамке, и деловой партнер Ульман Ульрих, имевший студию и при ней литейную мастерскую и клеймивший изделия, согласно договоренности с Терещуком, двумя буквами «TU» в прямоугольном щитке. Маркировка на вещах, в том числе на венской бронзе, в виде надписи печатными буквами «WIENA TERESZCZUK» говорит о том, что их отливкой занимался сам Терещук в его собственной студии.
© Антикварный интернет-аукцион Mosantique