"Mosantique" > Антикварный салон > Венская бронза > Фигурка “Филин” / Eagle-Owl Figurine

Фигурка “Филин” / Eagle-Owl Figurine

Фото Венская бронза "Филин"
  • Цена изделия:

    25,000 руб.

  •  

  • Есть в наличии

Описание предмета

Композиция “Филин (Сова)”. Венская бронза

Период: рубеж 19-20 веков;
Место изготовления: Австрия, Вена;
Материал: Бронза, ручная полихромная раскраска;
Клеймо: “AUSTRIA”;
Параметры: 45 мм;


Великолепная венская бронза «Сова», изготовленна в лучших традициях этого художественного направления. Такие полихромные миниатюры изготавливались венскими бронзово-литейными мастерскими в большом количестве, как предметы коллекционирования. Но сейчас они являются большой редкостью – многие экспонаты были уничтожены или бесследно исчезли.

Место сов в культуре

Мелкая пластика и другой антиквариат, изображающий сов, является относительно редким среди европейских скульптур и произведений, так как долгое время эта птица считалась предвестником бед и несчастий, а также связывалась с черной магией. Хотя в древности ситуация обстояла с точностью до наоборот.

Сова еще со времен Древнего Египта пользовалась огромным уважением. Египтяне никогда не изображали на рисунках и скульптурах тех животных, которые не относились к тотемам – но сова была единственным исключением. Несмотря на то, что она не была посвящена ни одному из божеств, ее изображения часто встречаются в барельефах, изображениях в храмах и в скульптурах. Сов даже мумифицировали, а глифообразное изображение совы в египетском письме соответствовало букве «М».

Афина и сова

Маленькая сова (домовой сыч) была символом Афины, греческой богини мудрости.

Не менее популярна была сова и в Древней Греции. Ее считали одним из воплощений богини мудрости и стратегии Афины. Одно из ее прозвищ звучало как Главкопида, дословно – «совоокая». Именно поэтому сова была символом города Афины и стала священной птицей афинского акрополя.

Но вот в Древнем Риме отношение к совам было прямо противоположным. Считалось, что служительницы колдовских культов могли превращаться в сов – это произошло от этрусков, так как сова у них была воплощением божества тьмы Маркота. Поэтому если такая птица оказывалась около жилья, ее тут же ловили и прямо живой прибивали к двери – по поверьям, это могло отпугнуть злые силы от жилья.

Вместе с христианством Рим передал Европе и неприятие совы. Долгое время – примерно до конца XVIII века сов считали вестницами бед и горестей. Бытовало мнение, что сова – непременный спутник волшебника или колдуна, который и проследовал по многим литературным произведениям.

Но эпоха научных открытий принесла совершенно новый взгляд на представителей семейства совиных. Ученые доказали, что совы обладают очень высоким интеллектом, легко приручаются и прекрасно содержатся в неволе. Поэтому сова вновь вернула себе заслуженное уважение и звание символа мудрости.

Описание скульптуры

Миниатюра венская бронза «Сова» на самом деле представляет собой статуэтку филина. Это прекрасный образец мелкой пластики, изготовленный в Вене во второй половине XIX века. Особенность окраски фигурки позволяет предположить, что она была произведена на фабрике Матиаса Бермана, знаменитого своими бронзовыми фигурками.

Статуэтка изображает филина, со сложенными крыльями – так он имеет в себе человеческие черты ворчливого бровастого старика. Туловище птицы покрыто эмалью, имитирующей оперение. В некоторых местах краска вытерлась от времени, а металл покрылся патиной, но это только подчеркивает антикварную ценность миниатюры.


Источники:
1) Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Греческая культура в мифах, символах и терминах. СПб, 1999.
2) Античная мифология с античными комментариями к ней. / Сост. и комм. А. Ф. Лосева. Харьков-М., 2005
3) Пол Стерри. Мир животных: Совы. — Минск: Белфакс, 1995
4) Ю. Б. Пукинский. Жизнь наших птиц и зверей: Жизнь сов. — Ленинград