Началом истории “венской бронзы“ можно назвать середину девятнадцатого века. Главная причина ее появления в общем художественном контексте эпохи историзма (1830-1890) – расширение социального круга потребителей искусства и их стремление к комфорту и личному благополучию. Принцип формирования домашних интерьеров того времени- создание «уютных уголков» и элегантного образа жизни. Эстетику повседневной жизни во многом определяли такие художественные вещи, как фасонные драпировки, мягкая мебель, ковры, комнатные светильники, ширмы, цветы, интерьерная скульптура из металла, фарфоровые статуэтки, изящные «кабинетные» предметы бытового характера.
Стало престижным путешествовать по Европе и странам Востока, привозить домой памятные сувениры, собирать всевозможные коллекции, увлекаться энтомологией, иметь дома птиц, домашних животных и экзотических зверей. В начале двадцатого века были популярными электрические ночники и лампы с незаурядными скульптурными элементами. Можно долго любоваться этим искусно сконструированным виртуальным миром: гномом, стерегущим свои сокровища, сражающимися оленями, прекрасной синицей, бытовыми и эротическими сценками, и пр. Волшебный, сказочный и манящий таинственной экзотикой мир открывался взору европейского покупателя. Подобного рода курьезные вещи будоражили воображение обывателя и заставляли зажиточного горожанина покупать столь необычные и диковинные предметы.
Начало производству венской бронзы было положено в 1850-ом году австрийцем Матиасом Берманом (Bermann), выпускавшего металлические украшения для музыкальных инструментов. Именно этот венский предприниматель стал первым изготавливать миниатюрные латунные раскрашенные вручную фигурки животных, которые в XX веке весь мир стал назвать «венской бронзой». Совершенно очевидно, что к идее изготовления подобного рода миниатюрных изделий М. Берман пришел под влиянием знакомства с французской анималистической скульптурой из бронзы, так как первыми фигурками были животные. Креативность идеи, обеспечившей быстрый коммерческий успех его начинанию, была в том, что в отличие от дорогой и элитарной «кабинетной» бронзы парижских анималистов он стал производить очень симпатичную и доступную по цене декоративную скульптуру, уменьшенную до игрушечных размеров. Новым стал не только непривычно миниатюрный размер таких изделий, неожиданной была и яркая ручная полихромная раскраска, заимствованная из арсенала художественных техник фарфорового производства. Это сразу же прославило и его предприятие, и самого М. Бермана. Достаточно сказать, что на Всемирной выставке, проходившей в Вене в 1873 году, эти изделия, представленные Матиасом Берманом, заслужили одобрение, фирма была награждена почетным дипломом. Именно М.Берман стал родоначальником Австрийской сувенирной промышленности, выпускавшей предметы из металла.
© Антикварный интернет-аукцион Mosantique 2015
Источники:
1) Журнал Антиквариат и предметы коллекционирования.
2) “Bronzes, sculptors and founders” by H. Berman, Abage.