Современная скульптура


О разделе портала «Современная скульптура»

Когда наступает будущее? Через секунду или через 50 лет? Может быть то, чем дышит, чем живет наша планета уже сегодня – и есть то самое сакральное будущее, к которому мы так отчаянно взываем, к которому стремимся, которое пытаемся сделать максимально счастливым для нас всех? И возможно ли вообще уловить этот момент, когда уже не «вчера», не «сегодня», а «завтра» не только в обыденной жизни, но и в искусстве? Известны слова великого художника, скульптора, актера и режиссера Сальвадора Дали: «Не старайся идти в ногу со временем, от времени никуда не денешься. Все мы – что бы ни вытворяли – поневоле современны».

В современной скульптуре наступление «завтра» принято приписывать французскому художнику-модернисту Огусту Родену, творившему во второй половине XIX века и объявившему своеобразную творческую войну нео-греческим канонам, царившим тогда во Франции. Будущее, о котором мы говорим, красной нитью проходит сквозь его творчество: Роден словно бы нутром чувствовал современного человека – его статичные по своей форме скульптуры абсолютно лишены статики по своей сути. Все его скульптуры в движении: вспомнить хотя бы самую знаменитую – «Мыслитель»: обычный, казалось бы, человек сидит и размышляет, но глядя на эту скульптуру, будто бы физически ощущаешь, как движется его мысль. Это беспрестанное движение разве не является тем, чем мы живем сегодня?

Что такое современная скульптура?

Характеризуя современную скульптуру мы, прежде всего, характеризуем нас самих. Ведь искусство есть отражение человеческой души, выраженное в той или иной форме. Восторженно разглядывать огромную «Паучиху» Луизы Буржуа в Оттаве, или, буднично щурясь от полуденного солнца на Палаццо Грасси, Венеция, рассматривать «Надувного щенка» Джеффа Кунса, – это, по сути, смотреться в зеркало и задавать себе вопросы, главный из которых – кто мы такие?

Можно сказать, что современная скульптура берет свое начало с парижской выставки 1900 года уже упомянутого Родена, где он презентовал свои знаменитые работы «Граждане Кале», скульптуры Бальзака, Гюго, а так же знаменитого «Мыслителя».

Параллельно с этим потихоньку начала разрушаться реальность. Кубизм в скульптуре появился одновременно с кубизмом в живописи, благодаря экспериментам  Жоржа Брака и Пабло Пикассо. С этого же времени скульпторы кубизма начали использовать новые средства построения своих скульптур – коллаж, ассамбляж разрозненных материалов и традиционного гипса и глинистых форм. Бытует мнение, что скульптура Пабло Пикассо «Бронзовая Голова Женщины» первой кубической скульптурой. Тот же Пикассо активно в начале двадцатого века активно экспериментирует с комбинацией разрозненных объектов в скульптуре, а так же выполнением своих работ в трехмерном пространстве. В этот момент реальность начала еще больше распадаться, и от популярного в Европе дадаизма начал отпочковываться сюрреализм – с его известными пространственно-временными экспериментами, педалированием воображенческих игр и просто попыткой сломать уже опостылевшую реальность – с ее бесконечными войнами, иррациональными и беспощадными.

Работы Константина Бранкузи в начале века положили начало абстрактной скульптуре. Восставая против опостылевшего натурализма Родена, Бранкузи дистиллировал объекты до их элегантной сущности – и эта «элегантная сущность», по сути, является синонимом современной скульптуре. (что интересно, Бранкузи в 1927 году выиграл иск против таможенных органов, пытавшихся обложить пошлиной его скульптуры, способстовав тем самым освобождению импорта предметов абстрактной скульптуры от возможных пошлин).

Влияние Бранкузи очевидно, и его можно обнаружить в работах таких художников как Гастон Лашез, сэр Джейкоб Эпстайн, Генри Мур, Альберто Джакометти, Жоана Миро, Хулио Гонсалеса, Пабло Серрано, Жак Липшиц.

В пятидесятых-шестидесятых годах прошлого художники-скульпторы активно с широчайшим спектром новых материалов и подходов к изготовлению работы, совмещая сюрреализм Пикассо с модернизмом Родена, часто участвуя в совместных проектах с ландшафтными дизайнерами.

Плавно перешагивая в двадцать первый век, скульптура пытается экспериментировать с экспрессивностью, донося чувства и эмоции через своеобразную пластику линий и цвета, а так же через образы, понятные современному человеку.

Чтобы лучше понять современное искусство необходимо коротко пройтись по самым популярным работам самых популярных скульпторов – чтобы сложилось полное впечатление о том, что современная скульптура из себя представляет.

Популярные современные скульпторы и их работы.

Роберт Индиана – американский художник, прославившийся на весь мир, можно сказать, одной-единственной работой. Слово Love, написанное особым шрифтом и объемом известно по всему миру —  сама скульптура была изначально подарком американскому МоМА в качестве открытки – позже которой был предан объем. Сама скульптура – непревзойденный образчик поп-арта, коротко сообщающий о том, о чем все знают, но не знают одновременно – о любви.Мома

Клас Олденбург является так же одной из икон современного поп-арта, преобразующего всем известные попсовые вещи в поистине монструозные до пугающего крика инсталляции, наполненные критикой консюмеризма и вещизма, процветавшего и процветающего тогда в Америке. Его «Мягкий Унитаз», «Мягкая Пепельница» — яркие тому подтверждения. Клас Олденбург пользуется просто невероятной популярностью в наши дни, на него сыплются бесчисленные заказы, а работой под названием «Сломанная пуговица» восхитился даже практически слепой Хорхе Луиса Борхес.

Борхес

Дональд Джадд исповедует минимализм в самом своем ярчайшем проявлении. Минимализм не требуется в рекламе, в его названии ясно все и так: минимум вещей, максимум сути. Именно до сути пытается пробиться Джадд. Его работа в скульптурном парке Лаумайер — череда повторяющихся бетонных ящиков, сквозь которые виден окружающий пейзаж. Другая его публичная работа такого же рода — если можно назвать публичной скульптуру, размещающуюся на техасской пустоши, — расположена возле городка Марфа, где Джадд работал в последние годы.

джадд

Бруно Валпот, итальянский художник, выполняет потрясающие по своей глубине и реалистичные скульптуры людей. Грустных людей. Причем, в качестве материала он использует не традиционный гипс, а сплав дерева и свинца. Как следствие, фигуры приобретают светло-кофейный оттенок. Лица людей сделаны исключительно грустными, полными уныния и скорби. Мышцы, кости, кожа, пропорции выполнены Валпотом в натуральную величину.

121

Мьйонгбеом Ким – ярчайший пример сюрреализма в современной скульптуре. В своих работах непостижимым образом сочетает предметы, созданные человеком и природные объекты.

Современная скульптура, таким образом – вещь весьма многогранная и порой сложно ее классифицировать и понять. Одна из ярчайших тем, красной нитью просачивающейся сквозь нее – темы взаимоотношений человека и природы, взаимоотношений человека и техники, человека и бренда, а так же человека и человека. И вечный, как небо, вопрос – кто мы такие и что с нами станет, как бы красиво не подавался в современных скульптурных работах, по-прежнему не находит ответа.

кровать

Будущее – это сегодня.

© Mosantique 2015

Вы можете купить предметы оригинальные предметы скульптуры в разделе интернет-магазина проекта Mosantique:
Купить скульптуру


Список всех статей на тему «Современная скульптура»

Скульптура «Тихий, но бурный»

Удивительные композиции «Тихий, но бурный» Неожиданно милая скульптура грибовидного облака бросает вызов нашему отношению к образам войны. На нас постоянно вываливают горы изображений насилия и войны, и наши чувства, соответственно, уже привыкли к таким разрушительным образам.

Читать продолжение