Постер к статье об истории названия венской бронзы.

Популярность «венской бронзы» во всем мире держалась почти три десятилетия. В 1900—1920-е годы, правда, с небольшими перерывами, официальным ежемесячным печатным органом венских «желтых литейщиков» был журнал «Weiner Bronze», который активно рекламировал товар столичных предприятий, печатал списки самых крупных производителей-литейщиков, сообщал важные производственные новости и освещал хозяйственно-экономическую деятельность. Он также разъяснял необходимость введения патентной марки «WBK», которая должна защитить продукцию венских промышленников от подделок. С середины 1900-х годов название журнала стало синонимом профессионального понятия «желтые литейщики» и распространилось на весь ассортимент их художественной продукции из латуни и бронзы. Термин «венская бронза» стал для того времени обозначением целой самостоятельной области в австрийской художественной промышленности. Однако, несмотря на всю широту смыслового и производственного диапазона, понятие «венская бронза» не распространялось на изделия знаменитых «Венских мастерских» («Wiener Werkstätte»), выполненных в особой манере «венского модерна» и имевших свой фирменный знак «WW».

Фото венской бронзы "Кошка с котенком в коляске"

Композиция «Кошка с котёнком в коляске». Период: 19 век. Место изготовления: Австрия, Вена. Материал: бронза, ручная полихромная раскраска.

«Венские мастерские», организованные в 1903 году художниками Йозефом Хоффманном и Коломаном Мозером при поддержке банкира Ф.Верндорфа, были объединением архитекторов, художников и ремесленников. Они имели собственные производственные мастерские, художественные ателье, магазины по продаже изделий прикладного искусства. При них была создана организация молодых художников, писателей и музыкантов Художники «Венских мастерских» занимались оформлением интерьеров, производством мебели, авторских изделий из керамики , стекля, текстиля, металла, которые они выполи присущей каждому из них творческой манере Боле того объединение ставило своей целью пропагандировать имена тех австрийских художников, которые входили в его состав (или тесно с ним сотрудничали), и искать инвестиции для решения творческих задач, связанных с деятельностью «Венских мастерских». Деятельность этого объединения, своего рода художественной производной «Венского Сецессиона», хотя и оказывала значительное влияние на формирование стилевых приоритетов в австрийской промышленности начала XX века, все-таки находилась в русле собственного оригинального стиля (венского модерна), результатом которого были выставочное авторское искусство и промышленный дизайн. Программной установкой для «Венских мастерских» была попытка компромисса между персонифицированным авторским искусством и возможностью его промышленного тиражирования с сохранением «элитарной культуры ремесла» и качеств индивидуальной авторской работы. Неправомерно относить к «венской бронзе» и австрийские декоративно-прикладные изделия, изготовленные разными предприятиями из железа, олова, цинка, свинца, хотя в экономически неблагоприятные периоды венские литейщики отливали ограниченный ассортимент анималистических фигурок из чугуна, шпиатра и делали их из папье-маше. Сегодня этих вещей сохранилось мало, так как их выпускали в небольшом количестве в связи с форс-мажорными. ситуациями в венском производстве. Такие вещи считаются более редкими и коллекционными, нежели их аналоги, исполненные в обычном материале, хотя, конечно, степень сохранности изделия имеет немаловажное значение при их поступлении в частные коллекции. Например, шпиатровые вещи, безусловно, более дешевые, чем латунные, не подвергались грунтовке поверхности перед покраской, поэтому до наших дней плохо сохранились, потеряв большой процент первоначального красочного покрытия. Вещицы из папье-маше, возможно, есть в частных коллекциях, но на современном рынке они практически не встречаются.

© Антикварный интернет-аукцион Mosantique 2015

История названия «венская бронза» часть 1

История названия «венская бронза» часть 2


Источники:
1) Журнал Антиквариат и предметы коллекционирования.
2) Энциклопедия Брокгауз. 21-е изд., 2006. — Т.5, с.129-130

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


× четыре = 28

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>